Наивные вопросы о страховом полисе для путешественников, выезжающих за рубеж

Покупая тур в дальние страны, к страховке мы нередко относимся как к «нагрузке» к путевке. Раз нужна для въезда в страну — ну пусть будет. Но наступает так называемый «страховой случай» — никто ведь не застрахован от всяких ЧП, — и тут-то вдруг выясняется, что именно наш случай в условия страховки, выданной в турфирме, «не вписывается»… Как избежать подобных неприятностей? Давайте разбираться.

 

Что входит в «стандартную» страховку

 

Минимальный пакет обычно включает прежде всего экстренную медицинскую помощь: амбулаторное и стационарное лечение в случаях, когда есть реальная угроза жизни и здоровью (включая оплату необходимых лекарств, выписанных врачом), экстренную стоматологию (острая зубная боль), транспортировку к врачу для получения медицинской помощи, при необходимости транспортировку пострадавшего на родину, а также — в совсем уж печальном случае — репатриацию останков.

 

Это минимально-оптимальный пакет для здорового человека — он включает основные медицинские риски, которые могут возникнуть в любой стране.

При этом предполагается, что этот здоровый человек отдыхать собирается спокойно, без экстрима.

 

Как правило, именно такого рода «минимальную» страховку мы и получаем в турфирме, покупая ее «по умолчанию» вместе с остальным пакетом услуг. Понятное дело, она далеко не всегда отвечает реальным нуждам конкретного отдыхающего. Впрочем, никто не мешает туристу позаботиться о себе самому и дополнительно застраховаться именно от того, от чего ему надо.

 

Если вы больной-хроник…

 

— В этом случае нужно обязательно изучить особенности правил различных страховых компаний — с учетом своего состояния здоровья. Они могут отличаться. У кого-то оказание экстренной помощи в случае обострения хронических заболеваний во время поездки не покрывается вообще, у кого-то такая помощь оплачивается в рамках до 1000 у. е., у кого-то — до 5000 у. е. При этом надо понимать, что страховки при поездке за рубеж могут покрывать только оказание экстренной медицинской помощи, они не рассчитаны на лечение за рубежом. Если необходимо именно лечение, для этого существуют программы добровольного медицинского страхования.

 

— Полис страхования выезжающих за границу в большинстве ситуаций с хроническими заболеваниями покрывает первый визит к врачу, осмотр, постановку диагноза и процедуры, необходимые для снятия острого состояния, угрожающего жизни и здоровью. Дальнейшее лечение — за счет застрахованного лица.

 

…или спортсмен-экстремал

 

В страховку надо включить риски, связанные с занятиями экстремальными видами спорта. Особых проблем с оформлением именно такой страховки нет (она просто стоит дороже), главное — сообщить о своих планах до ее покупки (в турагентстве).

 

— В ином случае, то есть если в страховке не учтен повышающий коэффициент, расходы не будут оплачены при травме, которая получена в результате занятий, скажем, серфингом или альпинизмом.

 

— Дело в том, что оказание помощи при травмах, полученных при занятиях такими видами спорта имеет определенную специфику и обходится дороже, чем обычная медицинская помощь. Сегодня, например, полис для дайвера стоит в среднем порядка 3 у. е. в день, зато он покроет все риски, которые могут возникнуть в результате погружений.

 

— Также всем, кто активно отдыхает, мы рекомендуем застраховаться от несчастного случая. Тогда туристу не только оплатят медицинские расходы, но по возвращении домой он еще получит дополнительную денежную компенсацию в зависимости от характера травмы.

 

Как выбрать «правильного» страховщика

 

Страховка-то страховкой — а выполнит ли компания в случае чего договор? Это вопрос, который нередко задают наши туристы.

 

— Сейчас получить информацию достаточно просто — все есть в Интернете. Самый простой способ — найти свежий рейтинг страховых компаний и выбирать из первой десятки. В этом случае можно быть достаточно уверенным, что страховая компания действительно платежеспособна и в рамках договора услуги будут оплачены. Но обязательно надо посмотреть и правила страхования той или иной компании, потому что, как я уже говорила, даже у лидеров рынка они могут отличаться.

 

Когда по полису не заплатят

 

Главная проблема, которая обычно возникает: туристы при наступлении страхового случая толком не знают, от чего и по каким правилам они застрахованы. Соответственно, и действуют не так, как прописано в правилах страхования. Самые частые проблемы, из-за которых наши путешественники не получают вроде бы полагающиеся им по страховке деньги или получают их не полностью, по словам страховщиков, таковы.

 

Турист не позвонил в страховую компанию, хотя в полисе прописано, что это надо сделать, и указан телефон.

 

— Это не простая формальность. Страховщик согласовывает порядок действий с зарубежным медицинским учреждением. Например, нередко возникают вопросы, связанные с различием в стандартах лечения, прописанных протоколом в России и за рубежом. И может случиться так, что процедуры, не прописанные нашими стандартами, придется оплачивать самим застрахованным. Кроме того, в некоторых курортных странах, крайне популярных у наших граждан, можно стать жертвой мошенничества или некачественно оказанных медицинских услуг.

 

— Отказ в выплате чаще всего происходит из-за неверно собранных документов. Страхователь должен предоставить необходимый набор документов: медицинские документы, чеки об оплате и т. п.

 

На «правильных» документах должны быть подписи и печати, а не какие-то нечитаемые загогулины. Случается, что возмещение выплачивают и по документам «с загогулинами», но проблем в этом случае будет гораздо больше и денег придется ждать долго — компания будет посылать запрос в медицинское учреждение и т. п.

 

Деньги по страховке не выплатят, если в момент страхового случая турист был пьян или под воздействием наркотиков. Также откажут в выплате, если при получении травмы наш путешественник нарушал закон. Например, был за рулем, не имея прав, и попал в аварию.

ЧП с туристом не соответствует условиям страхования. Помимо проблем со спортивными травмами и состоянием здоровья хроников, о которых мы говорили выше, характерный случай — когда страховка не распространяется на ту страну, где с туристом что-то произошло.

 

— Если вы собираетесь посетить несколько стран, то в полисе они обязательно должны быть прописаны, поскольку во многих компаниях страховка действует только в конечной стране пребывания.

 

Страховым полисом предусмотрена франшиза.

 

— Будьте внимательны! Франшиза — это та часть расходов, которую компания вам не оплатит.

Большей частью при поездках в Турцию, в Египет турфирмы оформляют своим клиентам страховку на минимальную сумму. Ее может оказаться недостаточно.

— Туристы начали выезжать в эти страны давно, когда 15 тысяч долларов покрытия было достаточно. Но сейчас с учетом инфляции, роста дороговизны медицинских услуг в той же Турции этой суммы может не хватить. Такие случаи есть. Лучше все-таки самому проявить инициативу и пойти купить себе нормальную страховку.

Чтобы не иметь проблем, для путешествия в Канаду, США, Японию, Австралию, Юго-Восточную Азию, специалисты рекомендуют выбирать страховку с покрытием не менее

50 000 долларов. Для стран шенгенской зоны — не менее 30 000 евро. Для остальных стран — не менее 30 000 долларов. Все суммы — без франшизы.

 

Можно ли застраховаться «от Фукусимы»?

 

— То, что происходило в Египте — начиная с акулы и кончая недавними беспорядками, — трагедия в Японии, к сожалению, от бед, которые могут принести туристам события такого плана, страховки нет. Это стандартная мировая практика, не только российская. Это надо иметь в виду, выбирая маршрут и заключая договор.

 

Но дополнительно к стандартному пакету можно застраховаться на случай менее глобальных ЧП: невыезда (речь идет о случаях, когда в последний момент выясняется, что по уважительной причине турист ехать не может — например, не дали визу или заболел; при отсутствии такой страховки в турфирме вернут только часть денег), задержки или отмены рейса, утраты/повреждения багажа, содействия в случае потери документов и т. п.

 

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении различного рода неблагоприятных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). При этом возмещение застрахованному пострадавшему связанных с наступлением страхового случая потерь (ущерба) осуществляется в пределах страховой суммы (сумма покрытия стандартного страхового полиса равна 15 тыс. долл. США), определяемой договором страхования (страховым полисом) между страхователем и страховщиком, в качестве которого выступает страховая компания.

 

Страховые полисы для выезжающих за рубеж сравнительно дешевы, но при этом они могут оказаться крайне полезными. В настоящее время страховые компании предлагают отъезжающим за рубеж достаточно широкий набор услуг — от традиционных медицинских страховых полисов до страхования личной ответственности отдыхающих за порчу ими чужого имущества или причинение вреда третьим лицам.

Как правило, страховые полисы, по которым страховые компании оплачивают медицинскую помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях путешественников, а также транспортировку пострадавших на родину, сравнительно дешевы. Полисы, содержащие более широкий набор услуг, стоят значительно дороже и помимо услуг, входящих в стандартный медицинский страховой полис, гарантируют бесплатную экстренную стоматологическую помощь (обычно на сумму 150—200 долл. США), эвакуацию оставшихся без присмотра детей, а если необходимо, — выезд родственников пострадавшего на место событий.

В связи с высокой стоимостью медицинских услуг в большинстве стран для выезжающих за рубеж особенно актуально личное медицинское страхование. Кроме того, законодательством многих государств, например Австрии, Германии, Голландии, Испании, Франции и других, предусматривается наличие страхового полиса как обязательного условия для въезда в страну. Величина страховой суммы, а следовательно, и страховой премии напрямую зависит от объема страховых услуг. Как правило, их минимальный объем включает:

• оплату экстренной медицинской помощи в пределах страховой суммы;

• доставку страхователя в одну из ближайших больниц при внезапном заболевании или в случае телесных повреждений, полученных в результате несчастного случая;

• бесплатную перевозку страхователя до ближайшего международного аэропорта страны проживания;

• организацию и оплату расходов по репатриации тела в случае смерти страхователя.

Кроме перечисленных страховые компании обычно предлагают дополнительные услуги, в том числе и немедицинские виды страхования:

• доставку несовершеннолетних членов семьи в страну проживания в случае необходимой госпитализации страхователя за рубежом;

• оплату медицинского сопровождения при перевозке страхователя;

• оплату прямого и обратного билета близкому родственнику страхователя, если он находится в больнице более 10 дней и при нем нет никого из близких родственников;

• обеспечение правовой защиты в суде после ДТП (при заранее оговоренном лимите ответственности);

• оплату услуг автосервиса после ДТП и доставку транспортного средства в страну пребывания (в пределах лимита ответственности);

• ответственность за сохранность оставляемого при отъезде имущества;

• ответственность за сохранность багажа;

• ряд других услуг (их полный перечень зависит от страховой компании, с которой страхователь заключает договор).

Сумма покрытия в зависимости от объема предоставляемых страховых услуг, требований принимающей стороны и сроков страхования обычно колеблется в пределах от 15 до 50 тыс. долл. США. При этом страховые взносы могут составлять от нескольких центов в сутки до сотен долларов в год.

Необходимо также учитывать, что общая гарантируемая сумма страховых выплат не может превышать страховой суммы. Если общая сумма по представленным счетам превышает указанную сумму, то в первую очередь оплачиваются расходы на лечение, а в случае смерти страхователя — расходы на репатриацию тела на родину или на погребение за границей.

В последнее время стало актуальным страховать расходы людей, вызванные невозможностью совершить зарубежную поездку по причине болезни или смерти близких родственников, а также в случае отказа в выдаче въездной визы. Эта страховка называется «страховка от невыезда». Если человек не смог отправиться в запланированную поездку по перечисленным причинам, страховые компании оплачивают затраты на приобретение турпутевки и билетов, оформление визы. Эта услуга, стоимость которой составляет 4—10% от затрат на оформление поездки, предлагается многими страховщиками.

Обычно стоимость полиса личного медицинского страхования входит в общую стоимость турпакета. Но, если данный вид страхования или страховая компания, предоставляющая полис, не удовлетворяют запросам путешественника, от предложения можно отказаться и самостоятельно обратиться в другую страховую компанию для оформления наиболее приемлемого вида страхового полиса. Однако в таком случае стоимость предлагаемой страховки из турпакета не вычитается, т.е. турист по своему желанию получает страховку в другой страховой компании, а страховка, предлагаемая туроператором, все равно остается действительна. При наступлении страхового случая турист сам может выбрать, услугами какой из двух страховых компаний воспользоваться.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.