Туроператоры будут бороться с демпингом
Ряд крупных операторов, входящих в Ассоциацию туроператоров России (АТОР), договорились совместными усилиями бороться с агентским демпингом. Однако, многие их коллеги и сами турагентства считают, что у туроператоров нет оснований вмешиваться в их деятельность. Да и реальных механизмов тоже нет. Так что в этом году туристы по-прежнему смогут рассчитывать на скидки от агентств.

В последнее время агентские скидки стали повсеместной практикой. Суть явления в том, что турагентства, стремясь заполучить клиентов, делают им скидки за счет комиссии, которую сами получают от туроператоров. В кризис, казалось бы, вопреки логике, явление стало массовым, особенно в регионах. Причина не только в том, что борьба за клиента обострилась. В кризис на многих предприятиях сферы услуг в качестве «вспомогательного» бизнеса появилось много новых небольших турагентств, которые только скидками могут завлечь клиентов. И теперь скидка размером 5-8% стала уже нормой, в некоторых агентствах она доходит до 10%, но есть и вовсе примеры «неслыханной щедрости», когда скидка доходит до 12-14% и даже до 15%. Так, в Екатеринбурге работают сети, дающие 15%-ые скидки клиентам.

Фактически агентства оставляют себе «на жизнь» 1-2% от заработанного, а то и вовсе ничего, перебиваясь за счет разницы курсов валют, дополнительных услуг и проч..

Дело дошло до того, говорят руководители турагентств, что клиенты прямо с порога спрашивают о размере скидки. И только потом, если скидка устраивает, приступают к обсуждению поездки. Часты и случаи откровенного шантажа, когда клиенты «грозятся» уйти в другое агентство, где скидка больше.

Некоторых туроператоров эта ситуация не устраивает. В первую очередь, потому, что агентство, живущее на 1-2%, в любой момент может разориться, что и случалось не раз в прошлом году. А разорение агентств гарантирует проблемы туроператорам. Поэтому 16 компаний, входящих в АТОР, подписали хартию в поддержку агентского бизнеса. Для предотвращения разорения в хартии оговаривается, что если скидки агентств превышают 50% операторской комиссии, туроператор вправе снизить размер комиссии.

Некоторые операторы в принципе против любых агентских скидок, поскольку считают, что на рынке и так достаточно спецпредложений и всевозможных акций от туроператоров. В этой ситуации постоянные скидки и вовсе «развращают» клиентов. По этой причине, например, туроператор «Натали турс», известная на туристическом рынке щепетильным подходом к выбору агентств, расторгла договоры с демпингующими сетями в Екатеринбурге, не подписала она и хартию АТОР.

К тому же, считают во многих компаниях, сам факт наличия постоянных скидок «как бы свидетельствует о том, что турпродукт — это не совсем качественный продукт, а туроператоры, между тем, своим продуктом гордятся».

Правда, в турагентствах высказывают версию о том, почему некоторые туроператоры так активно принялись бороться с агентскими скидками. Дело в том, что в последние годы туроператоры активно развивают собственную розницу, давая частным лицам скидку в размере агентской комиссии — все те же 5-10%. Это привело к тому, что сейчас туроператоры и турагентства являются конкурентами. К тому же, напоминают в турагентствах, туроператоры сами затевали демпинговые войны для получения доли рынка.

Среди турагентств также есть те, что недовольны практикой агентских скидок. Как правило, это «старожилы» рынка, которые не хотят портить имидж, применяя скидки, но, «сохраняя лицо», теряют клиентов. Правда, такие агентства имеют постоянную состоятельную клиентуру и могут позволить себе не биться за каждого клиента.

«У нас есть постоянная клиентура, которая нас кормит, — говорит генеральный директор орловской компании «Спутник» Александр Секаев. — И мы даем скидки только постоянным клиентам. За тех, для кого важны только скидки, мы не держимся».

В регионах были даже попытки прекратить этот «беспредел». Были предложения привлечь к решению проблемы в регионах столичных операторов, обратиться в ФАС и Роспотребнадзор. Но развития инициатива не получила.

Так, при ФАС уже существует специальный экспертный совет по антимонопольной деятельности в сфере туризма. Но чтобы создать прецедент им необходимо представить доказанный факт демпинга. А это, учитывая непрозрачность отечественного турбизнеса, сделать практически невозможно.

А что касается столичных операторов, то большинство не протестуют против агентских скидок и не спешат расторгать договоры с агентствами, потому что до сих пор на их долю приходится основной объем продаж.

Но, самое главное, нет никаких юридических механизмов, которые бы позволили туроператорам диктовать правила игры турагентствам. Тем более, что те туроператоров прибыли не лишают. Да и по оценке агентств, получается продавать больше, пусть и дешевле, выгоднее, чем меньше и дороже. Срабатывает «цепная реакция», один клиент приводит другого.

В общем, участники рынка склоняются к тому, что со временем ситуация разрешится естественным образом — по мере структуризации агентского рынка. В ближайшие два-три года возрастет доля агентств, объединенных в сети, и тогда туроператоры смогут вести переговоры с управляющими компаниями.
4 Марта 2010 Источник: Интерфакс Туризм